История возникновения завода неразрывно связана со строительством Морского канала и Петербургского порта.
Строительство Морского канала шло с 1874 по 1885 год.
Для обслуживания и ремонта дноуглубительного флота, работавшего на строительстве Морского канала, в 1879 году появилась частная слесарная мастерская. С увеличением флота до 32 единиц возникла потребность не только производить мелкие слесарные ремонты, но и изготовлять новые судовые детали для замены изношенных.
В 1883 году уже Казенные мастерские по ремонту дноуглубительного флота на Канонерском острове были преобразованы в Канонерские судоремонтные мастерские – будущий завод.
В 1909-1914 годах вместо мастерских и бараков началось интенсивное строительство цехов: слесарного, корпусно-котельного, кузнечного.
В 1910 году из Финляндии был получен док грузоподъёмностью 1400 тонн.
В 1916-1923 годах восстанавливается судоходство на Морском канале. Канонерские судоремонтные мастерские с первых дней Советской власти становятся основной судоремонтной базой Балтийского пароходства.
1922-1925 годы - время значительного роста мощностей завода, так как увеличилось количество плавсредств в порту, появился мощный ледокольный флот, требовавший постоянного текущего и планового ремонта. Объём потребностей в судоремонте возрос многократно.
С 1924-го по 1927 год были построены каменные корпуса для слесарного, чугунно-литейного, корпусного и других цехов.
К 1928 году в корпусном, механическом, кузнечном и деревообрабатывающем цехах насчитывалось уже более 180 единиц технологического оборудования. С этого времени начал производиться и капитальный ремонт морских судов, а мастерские были переименованы в Канонерский судоремонтный завод Балтийского морского пароходства. В этом же году коллективу завода было поручено достроить ледокол «Торос» для Черноморского пароходства, корпус которого был принят из постройки на Ревельском заводе фирмы «Беккер». По окончании достройки ледокол своим ходом ушёл на Чёрное море, где долгие годы проводил зимой караваны судов в Николаев и Херсон.
В 1924 году начался ремонт ледокола «Красин», который в 1926 году от стенки завода ушёл на спасение экспедиции Умберто Нобиле.
В 1929-м устанавливаются должности Директора и Главного инженера завода.
В 1931 году завод получил построенный па Адмиралтейском судостроительном заводе двухсекционный железобетонный док грузоподъёмностью 4000 тонн, что позволило коллективу успешно выполнить задание правительства по переоборудованию теплохода «Каспийск» с установкой 2-х двигателей «MAN».
В 1932 году производится переоборудование океанского судна «Алеут» в первую в стране китобойную базу, со слипом длиной 17 метров и заводом для обработки китовой продукции. Тогда же коллектив завода начал производить крупный ремонт на судах Арктического ледокольного флота, таких как «Красин», «Ермак», «Ленин», «Октябрь», «Силач», «Пурга» и других.
В 1933 году состоялся Всесоюзный конкурс судоремонтных заводов. По его условиям коллективу-победителю в социалистическом соревновании вручалось Красное Знамя и право назвать теплоход заграничного плавания именем лучшего ударника предприятия. Первое место в конкурсе из 43-х предприятий занял Канонерский судоремонтный завод. По мнению рабочих, лучше всех трудился кузнец Р.Я. Лесов. Построенный в Ленинграде теплоход и назвали «Кузнец Лесов». Впервые в мировой практике новому теплоходу присвоили имя рабочего.
В 1936-1938 годах на заводе, как и по всей стране, развернулось стахановское движение. Его инициаторами стали коммунисты: слесарь В.С. Котов, кузнец Р.Я. Лесов, судосборщики Н.В. Гусев, Н.И. Максимов и другие. В 1937 году Р.Я. Лесову было присвоено звание «Герой Социалистического Труда». Имена передовых рабочих и инженеров Канонерского судоремонтного завода были присвоены судам Балтийского морского пароходства: теплоходы «Стахановец Котов» и «Инженер Башкиров», буксир «Бригадир Гусев», паром-ледокол «Владимир Котов».
В 1936-1940 годах решением правительства были выделены средства для развития завода и жилищно-бытовой структуры на Канонерском острове. Построены новые корпуса цехов, жилые дома, клуб- столовая, административное здание № 2, конструкторское бюро и т.д.
В 1939 году получен Док грузоподъёмностью 6000 тонн.
В период Великой Отечественной войны коллектив завода освоил выпуск фугасных и авиационных бомб, снарядов, газогенераторов. Были построены баржи для Ладожской флотилии. Производился срочный, аварийный ремонт военных катеров и кораблей. За годы войны 390 работников завода погибли на фронте, умерли от голода, бомбёжек и артобстрелов.
В мае 1942 года Канонерский судоремонтный завод был включён в число важнейших предприятий города, и ему было поручено осуществлять ремонт флота, так как он являлся единственным судоремонтным предприятием на Балтике, имевшим возможность доковать суда для ремонта подводной части.
В 1943 году завод целиком перешёл на выпуск боеприпасов, а также освоил изготовление сопел для знаменитых «Катюш». В условиях войны были применены новые приёмы и технология ремонта судов, разработанные главным инженером Г.Г. Башкировым, именем которого было названо самое крупное транспортное судно Балтийского морского пароходства.
5 февраля 1946 года заводу было вручено Красное Знамя Государственного Комитета Обороны за выполнение заказов для фронта.
В знак вечной памяти тем, кто пал смертью храбрых в годы Великой Отечественной войны, на территории жилпосёлка был воздвигнут памятник-обелиск.
После войны Морской канал был восстановлен и реконструирован, в 1960-1980 годах расширен, углублён, оснащён современным оборудованием.
В 1945 году впервые выполнена уникальная техническая задача — сращивание двух частей корпуса парохода «Челюскинец». Корпус судна был удлинен на 16 метров. Проведён капитально-восстановительный ремонт пароходов «Профессор Попов», «Харьков», «Петровский», «Бородино», переоборудован теплоход «Обь».
С начала 1960-х годов Канонерский завод выполнял работы по переоборудованию, а впоследствии и плановый ремонт практически всех научно-исследовательских судов Российского космического агентства, обеспечивающих запуск и сопровождение спутников - от самых первых до современных: т/х «Космонавт Виктор Пацаев», т/х «Космонавт Георгий Добровольский» и других.
В 1967 году заключён Договор о шефстве над легендарным крейсером «Аврора». Завод принимает активное участие в ремонте корабля.
В 1972-1973 годах построены новые современные цеха: корпусный, электромонтажный.
В 1970-1982 годах наряду с судоремонтными работами выполняются большие объёмы по судостроению: со стапелей завода сходят паромы, рефрижераторы-снабженцы, буксиры.
В 1983 году, в ознаменование 100-летия, завод награждается орденом Трудового Красного Знамени.
В том же юбилейном году был открыт автотранспортный тоннель под Морским каналом. Канонерский остров перестал быть островом в прямом смысле. Тоннельный переход связал его с городом, минуя порт. Теперь трудящиеся завода и жилпосёлка получили возможность приезжать на остров на городском транспорте.
В 1994 году завершено строительство глубоководного причала № 17 (глубина — 10,5 м, длина - 203 м).
В условиях жесткой конкуренции в 1998 году завод выиграл международный тендер и стал участником международного проекта «Морской старт» наряду с РКК "Энергия", "Воеing", "Кvaerner", ГКБ "Южное", "Южмаш". По этому проекту Канонерский судоремонтный завод качественно и точно в срок выполнил заказ на дооборудование сборочно-командного судна Sea Launch Commander и осуществил монтаж оборудования ракетного сегмента. Успешный старт первой ракеты с комплекса «Морской старт» в марте 1999 года подтвердил высокий уровень проведенных работ.
С 1999 года завод выполнил большой объем работ по ремонту и модернизации ледокольного флота Морской администрации порта Санкт-Петербург (в настоящий момент Санкт-Петербургский филиал ФГУП «Росморпорт»). Это ледоколы «Капитан Сорокин», «Семен Дежнев», «Ермак», «Иван Крузенштерн», «Капитан Зарубин» и др.
Если раньше плановый ремонт мощных ледоколов МАП проводился в Германии, то в 1999 г. впервые такой ремонт был проведен на Канонерском заводе. На ледоколах «Семен Дежнев», «Ермак» заводом проведена генеральная модернизация – замена главных и вспомогательных двигателей. Вместо устаревших отечественных ГД были установлены двигатели фирмы Wartsila NCD.
ЗАО «КСЗ» осуществлял ремонт всемирно известных УПС «Седов» и УПС «Мир». Завод регулярно ведет работы по ремонту таких судов как: НЭС «Академик Федоров», НИС «Академик Александр Карпинский», НИС «Профессор Логачев» и др.
Современность
Канонерский судоремонтный завод вырос из мастерских по ремонту дноуглубительного флота в крупное предприятие, своей отрасли, во многом благодаря выгодному географическому положению. ЗАО «Канонерский судоремонтный завод» расположен на Канонерском острове вдоль Морского канала порта Санкт-Петербург. Непосредственная близость порта позволяет судовладельцам использовать мощности Канонерского завода, а это 3 современных плавучих дока и оборудованные причалы, для проведения всех видов как плановых, так и внеплановых ремонтов.
Учитывая растущие потребности рынка в ремонтных услугах, для судовладельцев и компаний технического менеджмента флота следует отметить особую привлекательность перевода ремонта судов, работающих на линиях портов Финского залива и Большого порта Санкт-Петербург, на ЗАО «Канонерский судоремонтный завод». Ведь Канонерский судоремонтный завод – это передовые технологии, современное оборудование, квалифицированный персонал, выполнение работ точно в срок, качество работ, соответствующее современным международным стандартам.
Завод оснащен тремя плавучими доками грузоподъемностью 4000 т, 8500 т и 35600 т.
Причалы общей протяженностью 1350 м способны принимать суда с осадкой до 9,8 м. При необходимости небольшой ремонт судна может проводиться без вывода его из эксплуатации, у грузового причала порта.
Для формирования элементов корпуса судна используются прессы с усилием до 800 тонн. Механический цех оборудован станками для восстановления гребных валов длиной до 11 метров. Завод производит замену и ремонт трубопроводов, арматуры, судовых кабельных трас, электрооборудования и средств навигации. Электромонтажный цех оборудован для выполнения всего комплекса ремонта электрического оборудования судов, включая ремонт крупных электродвигателей и генераторов мощностью до 1500 кВт.
Широкий спектр станков обеспечивает выполнение станочных и слесарных работ по ремонту механизмов судов, включая ремонт главных двигателей. На специальном стенде производится динамическая балансировка роторов турбин.
Квалификация персонала и используемые передовые технологии обеспечивают высокое качество работ всего спектра судоремонта – от очистки и покраски корпусов судов до ремонта силовых установок и реставрации жилых помещений. Для разработки технологической документации и создания чертежей используются новейшие программные и технические средства. Раскрой металла осуществляется плазменной установкой с программным управлением.