Модернизация СГА АС-34 и других глубоководных аппаратов спасания
В 2017 году завершены испытания после модернизации автономного глубоководного спасательного аппарата "АС-34" проекта 1855 "Приз" для Северного флота.
Это уже третий аппарат проекта 1855 (после модернизации присвоен проект №18551), который проходил модернизацию на Канонерском судоремонтном заводе. Первые два СГА "АС-26" и "АС-30" были сданы после модернизации в 2011 и 2014 годах. Сейчас они несут службу на Балтийском и Тихоокеанском флоте соответственно.
Модернизация АС-34 проводилась, как и первые аппараты, по проекту ЦКБ "Лазурит".
Госконтракт на модернизацию СГА "АС-34" был заключен 9 апреля 2015 года.
Всего с 1982 по 1989 годы на нижегородском заводе "Красное Сормово" по проекту 1855 было построено 4 аппарата, головной "АС-28" был сдан в 1986 году.
Компоновка аппаратов аналогична компоновке подводных лодок (аккумуляторы находятся в прочном корпусе, там же находится движительный комплекс, гребной вал выходит через прочный корпус). Материал корпуса, титан, позволил обеспечить работу аппаратов на глубинах до 1000 метров. Радиоэлектронное оборудование, входящее в комплект навигационного комплекса позволяет самостоятельно определять своё подводное местонахождение и обнаруживать терпящую бедствие субмарину.
Технические характеристики СГА проекта 1855:
водоизмещение надводное, т
55
водоизмещение подводное, т
110
длина наибольшая (по КВЛ), м
13,54
ширина корпуса наиб., м
3,8
высота, м
5,7
рабочая и предельная глубина погружения, м
1000
скорость надводная макс., узл.
3,7
скорость подводная, узл.
3,7 (горизонтальная), 0,5 (вертикальная)
дальность плавания, миль
21
автономность плавания, час.
120 (со спасенными — 10 часов)
экипаж, чел.
5 (+22 спасенных)
К месту работы СГА доставляются на специальных судах-носителях: "Михаил Рудницкий", "Георгий Козьмин" (пр. 0536), "Герман Титов", "Саяны" (пр. 05361), "СС-750" (пр. 141), либо спасательным судном "Коммуна".
Помимо четырех аппаратов проекта 18551, в составе ВМФ сейчас находятся СГА "Бестер" проекта 18270 и СГА "Бестер-1" проекта 18271, несколько аппаратов пр. 1837К и проекта 1839/18392 на всех флотах.
В ходе модернизации первого аппарата специалисты завода освоили и получили необходимые сертификаты от "Прометея" на технологии обработки и сварки титановых сплавов.
Работы на заводе проводились под руководством старших инженеров-прорабов Юрия Кузьмина и Александра Шилова, который в последствии вместе с экипажем СГА и специалистом ВП сопровождал все испытания и совершал погружения, включая погружение на 1000 метров.
Первое, что делалось на всех подводных аппаратах, – это демонтаж всего старого оборудования, трубопроводов, кабелей и т.д. Затем приступали к ремонту и насыщению новым оборудованием. По мере готовности устанавливали трубопроводы, прокладывали кабельные трассы, монтировали движительно-рулевой комплекс, насосы и иное оборудование.
Все работы проводились собственными силами завода, шеф-монтажные работы выполнялись силами предприятий-поставщиков модернизационного оборудования (НИИ СМ МВТУ им. Н.Э. Баумана, ОАО «НИИ гидросвязи «Штиль», АО «Концерн» ЦНИИ «Электроприбор», «Концерн НПО «Аврора»).
Отдельные узлы поставлялись готовыми, как например манипуляторы, которые в сборе поставил МГТУ им. Н. Э Баумана. Отдельные сложные механизмы были изготовлены в механическом цеху, например три гидроцилиндра, которые отвечают за позиционирование СГА на комингс-площадке аварийной лодки.
При модернизации "АС-30" были отработаны методы и технология замены иллюминаторов, которые в последствии подвергаются испытанию под давлением в 125 кг/см2, поэтому на АС-34 с их заменой не было проблем.
Помимо механического, в модернизации участвовали все производственные цеха, которые проделали огромный объем работ: слесарный цех, трубопроводный участок, электроцех, доковый, ремонтно-строительный участок.
После завершения работ были проведены все необходимые испытания. Первая проверка на герметичность всего аппарата была проведена при докировке на КСЗ, затем последовали швартовные испытания в акватории завода. Далее аппарат на судне-носителе "СС-750" был доставлен в Балтийск, где проведено пробное погружение на 199 метров. После погружения АС-34 был доставлен в Нижний Новгород для имитации глубоководного погружения на 1000 метров на испытательном стенде завода "Красное Сормово". И только после положительных результатов этих испытаний аппарат прошел испытания в Северном море с погружением на 280 м и позже в Норвежском море с погружением на 1006 метров.